Общение взрослого с ребенком
20.09.2021
Воркование. Помимо простого количества речи, обращенной к ребенку, качество.речи родителей также может играть важную роль в освоении языка. В частности, мы знаем, что взрослые используют в общении с детьми особый вид очень простой речи, который изначально многими лингвистами назывался воркованием, а в настоящее время получил более научное название — речь, адресованная ребенку. Об этом речевом паттерне вы также читали в тексте «Культуры и контексты» в главе 1. Взрослые разговаривают с ребенком на высоких тонах и в более медленном темпе, чем они говорят между собой. Используются короткие и грамматически простые предложения с конкретными словами. Во время беседы с детьми родители используют многократные повторения, при этом минимально изменяя предложения. Также они могут повторять предложения, построенные самим ребенком, но немного удлиняя их и используя более верные грамматические формы — этот паттерн называется расширением или исправлением. Например, если ребенок сказал: «Мама носок», мама может исправить: «Да, это мамин носок», если ребенок сказал: «Собачка не кушать», родители могут сказать: «Собачка не кушает». Представьте, что вы говорите с младенцем, которого держите на руках. Можете ли вы представить, как будете использовать «воркование»?
Нам также известно, что дети уже через несколько дней после рождения могут отличить «воркование» от речи взрослых и что они предпочитают слушать «воркование» вне зависимости от того, какой голос они слышат, мужской или женский. Данное предпочтение сохраняется даже тогда, когда «воркование» произносится на другом языке, отличном от того, на котором обычно говорят с ребенком. Например, Джанет Веркер и ее коллеги установили, что английские и китайские младенцы предпочитают слушать «воркование» вне зависимости от того, на каком языке оно осуществляется, английском или катонийском.
Торопитесь? Вызовите такси. Профессиональные водители быстро доставят вас в любую точку города.
Похоже, что основное свойство «воркования», которое особенно привлекает детей, — это высота звука. Как только внимание ребенка привлечено этим особым тоном голоса, именно простота и повторяемость речи взрослого может помочь ребенку различить повторяющиеся грамматические формы.
Внимание детей, по-видимому, также привлекают исправленные предложения. Например, Фарар обнаружил, что 2-летний ребенок гораздо чаще имитировал правильную грамматическую форму после того, как он слышал исправление своего собственного предложения от мамы, чем в тех случаях, когда мама использовала ту же самую правильную грамматическую форму в своей обычной речи.