Геометрия
12.06.2018
Вокруг нас все геометрическое: здания, большинство предметов… Усвоение геометрических форм и их названий – еще одна новая возможность изучать окружающий мир. Чтобы показать детям плоские и объемные геометрические формы, которые чаще всего встречаются в повседневной жизни, мы использовали простую и конкретную методику.
У нас был набор геометрических фигур – шар, конус, куб, овал, эллипсоид, параллелепипед, пирамида на треугольном основании, пирамида на квадратном основании и цилиндр, – которыми дети могли манипулировать и изучать их с помощью органов чувств. Они быстро усваивали названия фигур на уроках в три этапа, испытывая особенную любовь к самым трудным словам – эллипсоид, овал, пирамида на треугольном основании, пирамида на квадратном основании. Глазки блестели у этих маленьких исследователей.
Выучив названия, дети играли в такую игру: два ребенка брали мешочки с геометрическими фигурами и на ощупь, не заглядывая в мешок, доставали фигуры, которые называл третий. Кто быстрее? Они погружали руки в мешок и ждали сигнала: «Кто первый найдет конус!» Перебирая пальцами фигуры, ребенок находил нужную и победно размахивал ею.
В кабинете геометрии было несколько ящиков с плоскими фигурами: в одном находились диски и квадраты разных размеров, в другом – различные типы треугольников, в третьем – четырехугольники (трапеции, параллелограммы, ромбы), в четвертом – многоугольники (пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник, девятиугольник, десятиугольник), и в пятом – разнообразные простые и симметричные формы, хорошо известные в геометрии. Дети могли достать любой трафарет с фигурами, разложить его на коврике, вынуть формы из трафарета, а потом вновь вернуть их на место. Постепенно мы давали им названия всех фигур, используя уроки Сегена в три этапа. Купили загородный дом? Колодцы Волоколамск установите в таком случае.
И снова повторю – интерес этих занятий в том, что дети осознают: учебные пособия в классе помогают им смотреть на окружающий мир немного по-новому: более точно и тонко, с большим пониманием. Это осознание иногда появляется неожиданно, словно какой-то лучик зажигается над головой: они вдруг начинают понимать, что окна прямоугольные, куриное яйцо имеет форму овала, а ножки стула дизайна 60-х годов образуют трапеции. Мы, конечно, помогаем им осознать эти детали, привлекая к ним их внимание. Но в своей великой радости дети и сами делали эти маленькие открытия.